Дорожный бетон: требования, состав, свойства, производство и укладка

Производство дорожного бетона и 5 этапов укладки материала

Строительство дорог требует использования материала с высокой прочностью. Таким средством является дорожный бетон. Он способен выдерживать высокие нагрузки от автотранспорта и агрессивное воздействие факторов внешней среды. В зависимости от слоя дорожного покрытия, в котором используется материал, готовится разный по консистенции и структуре бетон.

Состав материала

Качество стройматериала и технология его изготовления контролирует ГОСТ 8424–72.

Производство дорожного бетона происходит непосредственно на строительном участке или заказывается специальный раствор на заводе. В состав материала входит цемент, песок и наполнитель в пропорции 1:2:5. Цементный компонент выбирается марки не ниже М400. В качестве наполнителя рациональнее использовать базальтовый гравий, который, в отличие от осадочных пород, способен выдержать избыточную влажность от осадков. Песок применяется средней или крупной зернистости. Чем ближе бетонный слой к поверхности дороги, тем выше требования к компонентам бетона.

Марки бетона

Дороги из бетона укладывают с помощью материала маркировки М100, М150 и М200. Кроме этого, широко используются бетонные плиты для укладки дорожного покрытия. Они не требуют длительного срока укладки и обладают всеми необходимыми свойствами, что и монолитные конструкции. Использование дорожного бетона для дорожных и аэродромных покрытий предусматривает его высокую прочность, поэтому и марка материала выбирается выше.

Чем выше цифра обозначения марки, тем лучше показатели качества материала.

Основные свойства

К дорожному покрытию предъявляют высокие требования, поэтому дорожный бетон должен обладать такими качествами:

  • Минимальное количество микротрещин. Эти изъяны образуются при неправильном выдерживании бетона в процессе набора прочности.
  • Устойчивость к влиянию отрицательных факторов внешней среды. На дороге чаще всего скопляется большое количество воды или снега, которые при низкой прочности материала разрушают покрытие дороги.
  • Морозостойкость. В регионах с низкими температурными режимами в состав бетона добавляют компоненты, улучшающие этот показатель.
  • Стойкость к химическим веществам. Это актуально в зимнее время, когда дороги посыпаются средствами, снижающими скольжение по льду.
  • Растяжение. Для улучшения этого свойства бетонную стяжку армируют.

Производство

Вручную изготовить дорожный бетон довольно сложно, поэтому чаще всего используют заводской раствор. Такой способ позволяет сэкономить время на приготовление смеси. Производится такой состав чаще всего из портландцементов марки не ниже М400, но в двухслойных покрытиях для нижнего шара допускается маркировка М300. При укладке нижних, средних и верхних слоев дорожного покрытия используют щебень с прочностью на сжатие не менее 600, 800 и 1200 кг/м2 соответственно.

Требования к укладке материала

Подготовка

Подготовительные работы включают подготовку грунтового покрытия. Рыхлый грунт способствует быстрому разрушению бетонной дороги. Для этого проводится укатка с постепенным подсыпанием земли, чтобы выровнять поверхность. Рекомендуется использовать влажный грунт. При недостатке влаги добавляется вода, а при излишке — проводится высушивание. Кроме этого, необходимо обеспечение отвода жидкости. Для этого обустраиваются дренажные слои.

Подстилочный слой

Для предотвращения поднятия влаги в верхние слои дороги проводится укладка песчаной подушки. В регионах, где преобладает глинистые грунты, проводится срезание таких шаров земли и укрепление их с помощью гравия или крупного камня. Кроме этого, послойно используется подкладка из геотекстиля. При каменистом грунте, его укрепляют подсыпкой цементного или шлакового происхождения. Все слои тщательно укатываются, чтобы создать плотную подстилку для дороги.

Опалубка и армирование

Устройство этих конструкций необходимо для ограничения границ дороги и укрепления стяжки на растягивание. Опалубка делается из дерева толщиной не менее 5 см и высотой 100—150 мм. Если строительство предусматривает использование тяжелой техники, то для оснащения опалубки применяют стальные листы, которые служат дольше. Армирование способствует увеличению прочности материала на растягивание. Для этого металлические прутья связывают и устанавливают внутрь опалубки на уровне середины бетонной смеси.

Укладка бетона

Все работы по заливке бетонной смеси должны происходить за короткий промежуток времени. За время перерыва поверхность не должна подсыхать, сильно нагреваться или покрываться конденсатом. Для этого транспортировка бетона организовывается таким образом, чтобы не допустить такие негативные последствия. После равномерного распределения раствора, смесь утрамбовывается специальными вибраторами и выравнивается специальной рейкой. После выдерживания бетона до его полного затвердения проводится его обработка для придания поверхности шероховатости, чтобы улучшить сцепление автомобильных шин с дорогой.

При укладке больших площадей дороги рекомендуется использовать стройматериал заводского производства, который доставляется непосредственно на строительную площадку специальной машиной.

Нарезка и герметизация швов

Согласно инструкции ВСН 139—80 эта процедура необходима для водонепроницаемости и предотвращения засорения пылью или песком. Для таких целей применяют мастики, пасты (вводимые в швы под давлением), готовые эластичные прокладки. Заполнители, укладываемые в холодном состоянии, должны отверждаться при температуре окружающего воздуха (не ниже +5 °С) не позднее 10 суток.

Преимущества и недостатки

Альтернативным способом укладки является асфальтное. Но дорожный цементный бетон имеет такие преимущества:

  • высокая прочность материала;
  • устойчивость к гораздо большим нагрузкам, чем асфальтное покрытие;
  • стойкость к воздействию высоких температур и резких перепадов на градуснике;
  • длительная эксплуатация без проведения ремонтных работ;
  • отличное сцепление колес автомобиля с таким покрытием.

Высокое качество бетонного покрытия не исключает недостатков материала. Он имеет высокую стоимость. Кроме этого, изготовление дорожного покрытия требует придерживания технологии замеса смеси и выдерживания более месяца до набора материалом достаточной прочности. Но эти отрицательные стороны окупаются длительным сроком эксплуатации дороги без ремонта.

Специфика строительства автомобильных дорог из бетона

Главный материал, применяемый для обустройства дорог – асфальт. Спустя несколько лет такое покрытие нуждается в ремонте, потом его эксплуатационные свойства ежегодно восстанавливаются. Бетонное покрытие гораздо лучше асфальтового, однако применяется оно ограниченно. Этому есть свои причины, связанные с недостаточным финансирование, низким производительным уровнем, особенностями климатических условий, недостаточным количеством цемента нужных марок, рельефными участками местности. Эта технология в России особой популярностью пока не пользуется, так как дороги из асфальта обходятся значительно дешевле. Однако отметим, что постепенно стоимость данных видов полотна медленно уравнивается. Начинает вестись строительство бетонных дорог, мостов, взлетно-посадочных полос на аэродромах.

Преимущества бетонных дорог

Такие покрытия обладают определенными достоинствами:

  • дорога из бетона отличается хорошей прочностью, в ремонтных работах не нуждается. Покрытие способно эксплуатироваться не менее четырех десятков лет, а для асфальта этот срок ограничен десятилетием с ежегодными ремонтами;
  • автомобильная техника расходует меньшее количество горючего. Связано это с тем, что во время движения большегрузного автомобиля дорожный бетон не подвергается деформированию, от чего транспортному средству необходимо для перемещения на пятую часть топлива меньше;
  • покрытие отличается устойчивостью к резким изменениям климатических условий. На него не оказывают влияния проливные дожди либо резкие перепады температурного режима;
  • происходит сохранение чистоты воздуха, ведь автомобилям необходимо меньшее количество горючего, выхлопные газы которого загрязняют окружающую среду;
  • природные ресурсы расходуются экономно. Для изготовления бетона необходим известняк, а для получения асфальта используется нефть.

Технология строительства

Устройство бетонных дорог включает в себя определенные этапы:

  1. Готовится грунтовое основание. Его укатывают для достижения нужной плотности, при необходимости – увлажняют либо просушивают.
  2. Организуется отведение воды, чтобы продлить эксплуатационный период полотна и придать езде безопасность.
  3. Устраивается подстилающий слой. Он представляет собой песчаную прослойку, толщина которой составляет до двух до четырех десятков сантиметров.
  4. Выполняется сборка опалубочной конструкции. Элементы ее изготавливаются из пиломатериалов, при этом учитывается высота заливки.

Если вода просачивается в грунт, дорожное покрытие постепенно разрушается.

Технология строительства сложная, и каждый этап будет рассматриваться подробно.

Структура бетонной дороги

Полотно включает в себя определенные слои:

  • подстилающий – для его устройства используют щебенку, которая дренирует грунтовую воду, и песок, с чьей помощью компенсируются возникающие нагрузки;
  • укрепляющий – представлен низкосортным бетоном, связывающим подсыпной слой;
  • дорожное полотно – бетонная поверхность.

Конструкция бетонной дороги под тяжелые автомобили выполняется из напряженного и ненапряженного железобетона, арматурная каркасная основа в которых не дает возможности камню растрескиваться от тяжести грузовых машин.

Читайте также:  Архитектурный бетон: классификация, состав и методы формировки

В частных видах строительных работ или при обустройстве бетонного покрытия дорог на перенасыщенных влагой грунтах на песчаную подушку выкладывается гидроизоляционный материал, предотвращающий сильное намокание дорожного полотна, последующую за этим коррозию камней и арматуры. В качестве гидроизолирующего материала применяют обычный рубероид.

Выполнение работ

Более подробно разберемся, что собой представляет тот или иной строительный этап бетонирования автодорог.

Подготовка

Сложность представляют земляные работы, да и стоят они достаточно дорого. Их началу предшествует составление подробного проектного решения, выводы которого основаны на геологических исследованиях местности. Если есть такая возможность, то бетонирование дорог выполняют горизонтально, снимая небольшие холмы или закладывая в углубления уплотненную породу.

Если ведется строительство крупной автомобильной магистрали, то слой плодородной земли снимается в полном объеме, а для устройства бетонной дороги во дворе достаточно будет удалить от пятнадцати до двадцати сантиметров почвы.

Подготовленная основа уплотняется катками и вибрационными механизмами, отличающимися большим весом.

Данный этап считается ответственным моментом, так как от прочности основы зависит показатель жесткости и целостность дорожного покрытия, даже когда динамические нагрузки довольно интенсивны.

Во время выполнения земляных работ продумывается устройство дренажной системы, чтобы была возможность отвода грунтовой и дождевой влаги. С этой целью основу выводят в плоскости, уклонный угол которой составляет от двух до четырех градусов. По бокам дороги устанавливают желоба из бетона или устраивают откосы естественного типа, по склонам которых вода будет попадать в приемные колодцы либо уходить в грунт.

Подстилочный слой

Устраивается песчаная подушка, толщина которой равна двадцати – сорока сантиметрам. Этот элемент можно не делать, но он отлично защищает от поступающей из земли влаги, улучшает процесс дренажа. Подстилочная прослойка необходима, чтобы предотвращать размытия и вспучивания во время морозов, что приводит к образованию впадин и трещин в монолитном бетоне.

Больше всего проблем появляется на глиняных, торфяных и иных участках местности, способных удерживать в себе воду. В большинстве случаев такие слои частично удаляют, дно засыпают крупными камнями и гравием. Укатанный слой по высоте достигает тридцати сантиметров. От подобной подготовки будут зависеть расходы и время, необходимое для строительства.

Минимальное значение толщины основы зависит от вида грунта и климатических условий. Определяют ее по специальной таблице. Если слой выкладывается из различных материалов, то между ними расстилается геотекстиль.

Выравнивают слои в соответствии с запроектированными уклонами. Каменные засыпки укрепляются вяжущими материалами – цементом, гранулированным шлаком от металлургического производства, в который добавлена негашеная известь, золой теплоэлектростанций, молотым шлаком.

Опалубка

Для изготовления этой конструкции применяют доски, высота которых соответствует уровню заливки бетона для дороги. Как правило, равна она десяти – пятнадцати сантиметрам. Определяясь с ее размерами, необходимо учесть, что по краям бетона устраиваются ребра, улучшающие прочность. Толщина досок не должна быть менее 5-ти см. Каждый элемент конструкции должен покрываться специальным составом, который облегчит отсоединение от застывшего бетона.

К деревянным опалубочным щитам предъявляются требования по уровню прочности от распора их свежей бетонной массой и усилий, которые возникнут в результате трамбовки.

Если применяется тяжелая техника для строительства дорог из бетона, которой уплотняется бетон, то следует устанавливать опалубку, изготовленную из стального материала. Прослужит она значительно дольше. В основе каждого элемента заложена подошва, улучшающая устойчивость.

Опалубочные секции выставляются в одну линию, прочно фиксируются. Это особенно важно, если вибрирование бетонной массы выполняется тяжелыми механизмами. В местах, где уровень основания снижается, под опалубку льется тощий бетон, чтобы улучшить устойчивость.

Армирование

Если технологический процесс устройства бетонной дороги предполагает такой вид работ, то арматура должна представлять собой металлическую сетку, площадь ячеек в которой достигает 150 мм. кв. Такой выбор материала даст возможность избегать расширений и появления трещин в бетонной толще.

Укладка арматурной сетки выполняется в процессе заливки бетонной смеси на высоте в три – четыре сантиметра от нижнего уровня. Перед этим залитый бетон разравнивается, устилается каркасная сетка, при необходимости – фиксируется. Теперь можно продолжать работу.

Заливка

Подстилочная прослойка укрывается материалом, устойчивым к промоканию, гидроизоляцией, либо просто увлажняется. Дорожный бетон, соответствующий ГОСТу, выкладывается по толщине единым разом. Когда применяется армирование, то процесс выполняется этапами.

Бетон для дороги, марка которого отвечает всем требованиям, наносят быстро, так как он не отличается продолжительной жизнеспособностью. Добавлять воду в массу не рекомендуется, потому что ухудшатся механические свойства покрытия. Так как строительные объемы большие, к месту выполнения работ поставляют приготовленный в заводских условиях дорожный цемент. Смесь выгружают по одному кубометру и разравнивают, чтобы придать всему слою одинаковую плотность.

Оптимальный вариант укладки бетонного полотна – двумя или тремя слоями.

Уплотняется бетонная смесь специальными механизмами, представленными деревянными или металлическими брусами, на которые воздействую укрепленные на них пневмомолоты. Такое приспособление опускается в смесь, начинает перемещаться в ней. Обработав один участок, брус перемещают далее.

Если применяется армирование, то вибрационное устройство должно располагаться в пяти – семи сантиметрах выше верхнего края каркаса.

В специальной машине кроме вибрационного устройства имеется еще и разравнивающее приспособление, расположенное впереди.

Бетонный состав должен быть пластичным и достаточно подвижным, но не очень жидким, чтобы не мог оплывать, перетекая через опалубочные щиты. Все это негативно скажется на прочности покрытия.

Нарезка швов

Обязательное условие – устройство деформационных швов. Такой вид работы возможен при достижении бетоном определенного уровня прочности, составляющего 50 – 60 процентов. В таком виде полотно способно выдержать вес не только рабочего, но и специального инструмента для нарезки швов.

Таким образом компенсируется температурное расширение, которому в различной степени подвержен бетон. Сегменты дороги при сезонных изменениях не образуют трещин.

Распиловка выполняется расшивкой – специальным инструментом. Расстояния между швами определяются проектными расчетами. Как правило, для этого толщину монолитного покрытия умножают на тридцать.

Чтобы в такие швы не попадала влага, их заполняют мастикой.

Материалы для устройства полотна из бетона

М400 – универсальный бетонный состав. Прочность его позволяет выдержать нагрузки от различного колесного автотранспорта. Основу составляет портландцемент, обладающий устойчивостью к воздействию влаги. Добавляют в раствор и пластификаторы, чтобы улучшить показатели гидрофобности и прочности.

Бетонная смесь состоит из:

  • цемента – 1 часть;
  • щебенки – 5 частей;
  • песка – 2 части.

Составы бетона и его характеристики указываются в строительном проекте.

Устройство покрытия из плит

Бетонные плиты для дороги изготавливаются следующим образом:

  1. Готовятся формы нужного размера, или выставляются опалубочные щиты.
  2. При необходимости готовится арматурный каркас, чтобы улучшить прочность плит.
  3. Заливка выполняется готовой бетонной смесью, желательно сразу выполнять трамбовку, чтобы удалить пузыри воздуха.
  4. Через некоторое время, когда бетон застынет, можно снять опалубку и дать плитам время для набора нужной прочности.

С помощью такого материала можно сделать бетонную дорогу своими руками. При соблюдении всех условий она отлично послужит вам долгое время.

Заключение

Бетонное покрытие дороги прочное, но нуждается в определенном уходе. Образовавшиеся трещины необходимо сразу заделывать, чтобы они не увеличивались в размерах. Для этого используют специальные шпатлевочные составы или бетонный раствор. Если образовался разлом, следует снять весь участок бетонного полотна.

Состав дорожного бетона и основные требования к укладке покрытия

Бетон представляет собой наиболее распространенную строительную основу. Различные составы с успехом используются практически в любых сферах, что делает материал универсальным.

К отдельной группе относится дорожный бетон. Широчайшее применение материал находит при укладке дорожных полотен, а также аэродромных покрытий. Главной особенностью строительной основы выступает возможность эксплуатации в самых тяжелых условиях. Какими же отличительными качествами обладают бетоны для дорожных покрытий?

В зависимости от назначения выделяют следующие типы материала:

Читайте также:  Стеклофибробетон своими руками: состав и технология производства

  1. Составы для однослойных покрытий и создания верхних слоев при укладке дорог с многослойной структурой. В данном случае к качествам дорожного бетона предъявляются максимальные требования, так как на поверхностные слои покрытия оказывают влияние не только нагрузки со стороны транспорта, но также внешние факторы окружающей среды.
  2. Материал для создания нижнего слоя в двухслойных покрытиях. При изготовлении уделяется меньшее внимание качествам, наличие которых является обязательным требованием для предыдущего типа материала.
  3. Дорожный бетон, который служит основанием при укладке усовершенствованных капитальных покрытий. Ввиду отсутствия существенных нагрузок на слой материала, его подготовка в данном случае допускает наличие достаточно усредненных характеристик.

Состав материала

Дорожный бетон может иметь разные составы и, следовательно, различны его технические характеристики.
В качестве основы для изготовления обычно используют пластифицированный либо гидрофобный портландцемент. Причем марка бетона, используемого для укладки дорожного покрытия, должна быть не ниже М400.

Оптимальным соотношением ингредиентов для приготовления дорожного бетона является пропорция 1:2:5 (цемент, песок, наполнитель). Предпочтение отдается крупным наполнителям, в качестве которых наиболее целесообразно использовать базальтовый гравий. При избытке влаги осадочные породы в составе дорожного бетона проявляют себя несколько хуже.

Основным требованием для подготовки материала, который будет использоваться при укладке верхних слоев бетонной дороги, является применение наполнителя, предел прочности которого составляет не меньше 1200 кг/м² при сжатии. Изготовление строительной основы для укладки средних и нижних слоев дорожных полотен допускает применение щебня с пределом прочности в 800 и 600 кг/м² соответственно.

При изготовлении материала, с помощью которого будет осуществляться заливка капитальных дорог бетоном, может применяться песок самых различных фракций. Чаще предпочтение отдается зернистому песку средней или крупной структуры.

Дополнительные характеристики

Бетонные покрытия дороги должны соответствовать нормам подвижности слоя, которые составляют не более 2 см. Во избежание выхода за пределы данного требования при подготовке бетона применяются добавки в виде минеральных зерен.

Другим важным качеством для материала выступает прочность при изгибе. Высокие показатели прочности бетонного слоя дорожного покрытия выступают необходимой характеристикой для плоскостей, подверженных интенсивному давлению.

Бетонная дорога может подвергаться изменению массы и объема при воздействии определенных усилий. Поэтому перед укладкой подготовленного бетона нередко производят тест на истирание. Для проверки свойства материала пробы производятся на специальных вращающихся кругах. Результаты сверяют с общепринятыми стандартами.

Требования к качеству бетонных дорог

Существует целый ряд требований, которые предъявляются к характеристикам бетонных дорожных покрытий:

  1. Отсутствие склонности к образованию микротрещин – достаточно важное требование, так как работы по укладке дорожных покрытий нередко выполняются в самых неблагоприятных условиях. В таких ситуациях вероятность растрескивания дороги из бетона остается существенной в течение всего отрезка времени, необходимого для полного затвердевания материала.
  2. Устойчивость к динамическим нагрузкам. Формирование состава дорожного бетона предполагает использование наполнителей, которые способны переносить регулярные вибрации, что возникают при прохождении по покрытию внушительного трафика.
  3. Стойкость к химическим воздействиям. Не секрет, что для удаления обледеневшего слоя, бетонные дороги нередко очищаются химически активными реагентами. Справиться с такими воздействиями позволяет формирование сбалансированного состава материала.

Укладка бетонного покрытия

Устройство капитальной бетонной дороги допускает укладку материала как на грунтовое основание, так и после удаления старого дорожного покрытия. Для начала площадка зачищается от мусора и растительности. Срезаются бугры, устраняются неровности. Углубления и ямы плотно заполняются обычным грунтом либо строительным боем.

Перед непосредственным бетонированием дороги площадка покрывается плотным слоем песка, желательно крупной фракции. Достаточной считается песчаная подушка, толщина которой составляет от 3 до 5 см. Поверх песка насыпается щебень прослойкой аналогичной толщины. В завершение подготовительных мероприятий ставится опалубка, куда будет осуществляться заливка бетона.

Соответствие качеств собственноручно изготовленного состава необходимым требованиям проверить достаточно проблематично. Поэтому поначалу не рекомендуется заливать слишком большие по площади участки.

После того, как подготовлен материал, с помощью которого укладываются бетонные дороги, соблюдена технология изготовления, зачищена и выровнена площадка, можно переходить к заполнению участка, ограниченного опалубкой. Удаляется опалубка лишь после полного затвердевания бетонного слоя.
Выполнив устройство бетонной дороги собственными руками согласно вышеуказанным рекомендациям, можно получить по-настоящему прочное, надежное и долговечное покрытие.

Дорожный бетон и его особенности

Дорожный бетон служит для укладки полотна автомобильных дорог и аэродромных покрытий. Он выделяется в отдельную группу бетонов. При эксплуатации материал подвергается различным разрушающим факторам: действию большегрузов, резким перепадам температур, атмосферным осадкам.

Производство, контроль качества и свойства дорожного бетона регламентирует ГОСТ 26633-2012.

Требования, предъявляемые к дорожному бетону

Часто дорожное покрытие находится в экстремальных условиях эксплуатации, поэтому к дорожному бетону предъявляются особые требования:

  • Прочность на сжатие при растяжении и изгибе. По автомагистралям постоянно передвигаются фуры и грузовые машины, дорожное покрытие не должно разрушаться под их массой.
  • Истираемость. При непрерывном потоке автомобилей покрытие дороги постепенно теряет свою толщину. Истираемость сильно влияет на срок службы дорожного полотна: чем она выше, тем менее долговечным будет покрытие.
  • Водостойкость. Прочность бетона может падать из-за эффекта Ребиндера. Вода проникает даже в небольшие микротрещины, при замерзании она расширяется, увеличивая тем самым трещины.
  • Высокая морозостойкость. Зимой почти на всей территории России температуры отрицательные, однако дорожное покрытие не должно таять вместе со снегом.
  • Устойчивость к агрессивным химическим средам. Дороги во время гололеда посыпают реагентами, поэтому покрытия не должны разрушаться под их воздействием.

Состав дорожного бетона

В качестве строительного бетона часто используют фибробетон. Бетоны для дорожных и аэродромных покрытий относятся к тяжелым бетонам, их плотность равна 1800-2500 кг/м 3 , содержание вяжущих веществ в таких них понижено, поэтому они называются тощими.

Нужные для получения дорожного бетона вещества: вода, вяжущее вещество, мелкий и крупный заполнитель. В роли мелкого заполнителя выступает песок, а в качестве крупного обычно используют базальтовый, реже известняковый гравий или щебень.

Вяжущим веществом служит гидрофобный и пластифицированный портландцемент. Содержание С3А (трехкальциевого алюмината) в бетоне дорожном согласно ГОСТ должно быть менее 10%.

Существует специальный дорожный портландцемент, бывает он двух марок: М300 и М400, обладает повышенной морозостойкостью, деформативностью, прочностью при изгибе, стойкостью к ударной нагрузке, низкими показателями по усадке и истираемости.

По стандартам дорожный бетон для магистралей должен иметь морозостойкость F150, а для дорог в пределах города – F100. Различные модификационные добавки обеспечивают требуемое значение морозостойкости.

Гравий и щебень могут быть разных фракций. Для верхнего слоя многослойной конструкции используется щебень или гравий с диаметром 20 мм, для однослойных же покрытий – 40 мм. Марка крупного заполнителя не должна быть меньше указанных в таблице значений.

Песок тоже может быть разный. Обычно используется мелкий или средний зернистый песок. Для ускорения твердения в бетон добавляют химические добавки – пластификаторы, количество добавок должно быть менее 60 г/кг цемента.

Классификация дорожного бетона по назначению

Виды дорожного бетона по назначению:

  • Однослойные дорожные покрытия, верхние слои двухслойных и многослойных дорожных пирогов. Водоцементное отношение в таких бетонах менее 1:2.
  • Нижний слой в двухслойных покрытиях. В этом случае отношение воды к цементу в бетонной смеси более 3:5.
  • Нижний слой дорожной одежды капитальных дорог. Отношение «вода-цемент» для бетонных смесей, используемых для основания капитальных дорог, не нормируется.

Марки дорожных бетонов

Характеризуются дорожные и аэродромные бетоны классом по прочности на сжатие, обозначается он буквой B. Число рядом с буквой показывает, какую нагрузку в МПА материал способен выдерживать, не разрушаясь. Также характеризует свойства бетона марка (M), цифры, стоящие рядом с буквой означают предел прочности при сжатии в кгс/м 2 .

Чаще всего для устройства дорог пользуются бетоном В20 М250 и дорожным бетоном В15 М200. При изготовлении бетонных плит для строительства аэродромных покрытий, виадуков и мостов используют дорожный бетон марки В30 М400, который наделен большой прочностью, морозостойкостью, долговечностью и износостойкостью.

Читайте также:  Керамические блоки или газобетон - что лучше?

Сфера применения дорожного бетона

Дорожный бетон применяется при строительстве городских дорог и автомагистралей, возведении дорог на аэродромах, для устройства тротуаров и пешеходных дорожек, подъездных путей к производственным участкам и прочим промышленным объектам.

Заключение

Бетон для дорожных покрытий должен соответствовать всем требованиям, нормам и стандартам. В разных случаях оптимальные свойства и технические характеристики бетона будут разными, поэтому марка и состав бетонных смесей подбираются индивидуально. Все работы по укладке дорожного покрытия следует проводить, строго соблюдая технологию.

Дорожный бетон: особенности производства и требования к устройству дорожного полотна

Для качественного устройства конструктивных слоёв бетонных покрытий автодорог применяются тяжёлые бетонные смеси в соответствии с ГОСТ 26633 и СНиП 52-01.

Строительство автомобильных дорог осуществляется на основании проекта производства работ (ППР).

Стандарты и нормы определяют рамки общих требований к бетону , а проект конкретизирует марку, состав и возможность использования улучшающих добавок в смеси.

Параметры изготовления бетонной смеси для дорожного полотна

Основные требования к параметрам и техническим показателям бетонных смесей заводского изготовления:

  • Минимальная величина марки или класса по прочности на сжатие и изгиб должна соответствовать требованиям : класс Вtb 4,0 или В 30, марка Ptb 50 или М 400;
  • Морозостойкость должна соответствовать марке не менее F 200;
  • Прочность бетона к моменту начала движения строительной техники по устроенному покрытию должна составлять не менее 70 % проектной прочности, что определяется величиной Rт для подбора необходимого состава бетонной смеси;
  • Важное условие: соответствие технологии укладки и состава бетонной смеси с учётом времени транспортировки и технологических перерывов;
  • Удобоукладываемость, расслаиваемость, стойкость к оплыву кромок, возможность механизированной отделки должны быть в рамках ГОСТ 7473 и ГОСТ 26633.

Основные технологические требования к устройству покрытий

Дорожное цементобетонное покрытие устраивается только при отсутствии атмосферных осадков и при положительной температуре воздуха от 5 до 30 градусов. При этом минимальная температура за сутки не должна опускаться ниже 0 град.

Работы по устройству покрытий производятся по подготовленному согласно проекта земляному полотну. Монолитные бетонные дорожные покрытия или одежды относятся к жёстким, состоят из конструктивных слоёв:

  • Покрытие;
  • Основание;
  • Дренирующий;
  • Для защиты от мороза;
  • Теплоизолирующий.

Толщина дорожного бетонного полотна является расчётной для проекта, задаётся по специальным таблицам СНиП 2.05.02, выполняется единого размера по всей ширине дороги.

Покрытие устраивается с обязательным поперечным уклоном от 15 до 20 %.

Подстилающие вспомогательные слои дорожного пирога могут выполняться из бетонных смесей с пониженными характеристиками, что обязательно оговаривается в проекте.

Частному застройщику

Для индивидуального застройщика внутридомовых дорог и тротуаров не стоит подходить к приобретению бетонной смеси со столь высокими перечисленными требованиями. Наши консультанты помогут в выборе оптимального по цене и качеству материала для устройства подъездной дороги или площадки, рассчитают потребность в материалах, обеспечат поставку бетона в необходимые сроки.

Наши возможности

Для обеспечения строительных объектов бетонными смесями надлежащего качества и с соблюдением всех перечисленных условий необходимо:

  • Точное соблюдение количества и пропорций входящих в состав материалов;
  • Контроль качества входящих компонентов;
  • Современное оборудование дозировки и смешивания;
  • Оперативная и просчитанная логистика поставок;
  • Гарантии качества и сертификация продукции.

Производство бетона для качественного устройства дорожного полотна невозможно в условиях кустарного производства.

Для изготовления бетонных смесей наша компания применяет передовое технологическое оборудование и осуществляет систему контроля качества всего процесса, включая лабораторный контроль исходных материалов.

Наши менеджеры готовы обсудить любые объёмы поставок согласно требованиям к составу и качеству бетона.

Профессионализм и компетентность наших специалистов позволяют обеспечить строительство любой дороги от магистрали до поселковой улицы качественными материалами, в расчётные сроки и по оптимальным ценам.

Дорожный бетон

Дорожный бетон — это один из видов дорожного покрытия, обладающий особой стойкостью и прочностью. Это один из видов тяжёлых бетонов, который выдерживает нагрузки даже аэродромных полос. Цена на это покрытие оправдывается его техническими характеристиками, о которых Вы можете прочитать ниже.

Состав и характеристики

В основе состава лежит цемент, а также прилагаемые добавки. Основными из них являются:

Для приготовления правильного раствора важно придерживаются следующей пропорции: 1 часть цемента, 2 части песка и 5 частей добавок.

Этими добавками выступает (большей частью) фиброволокно, а пластификаторы играют большую роль в прочности установленного покрытия. Они позволяют ему деформироваться без появления микротрещин. Такая способность востребована при проявлении изменений погодных условий, повышении влажности или изменения температуры. Чем хуже работа пластификаторов, тем быстрее появляются продольные трещины. Также пластификатор влияет на скорость укладки покрытия, поскольку с его добавлением оно твердеет быстрее, сводя к минимуму воздействие внешних факторов на свежий бетон.

Такая пропорция делает дорожный бетон прочным и придает следующие характеристики:

  1. Способность к растяжению. Она варьируется в пределах 2 см.
  2. Стойкость к применению химических средств. На автодорогах в зимнее время появляются химические вещества, уменьшающие скольжение. Дорожный бетон имеет стойкость к воздействию данных веществ.
  3. Стойкость к появлению микротрещин.
  4. Стойкость к вибрации.
  5. Морозостойкость.

Чем выше будут данные характеристики, тем долговечнее будет покрытие. Соответственно, уменьшится стоимость обслуживание дорог, хотя первоначальная цена на дорожный бетон может возрасти.

Выбор марки бетона

В зависимости от предназначения конкретной бетонной смеси выбирается различная марка цемента. Для автомобильной дороги приемлемо применение нескольких марок в номинации от 250 до 500. Номер выбирается в зависимости от конкретного слоя:

  1. Для подготовки основания дороги с усовершенствованным покрытием выбирают следующие марки: 250 (изредка 200), 300, 350.
  2. Для установления нижнего слоя двухслойного покрытия, нижнего слоя для усовершенствованной дороги применяют следующие марки: 250, 300, 350.
  3. Для верхнего слоя покрытия используют марки 300, 350, 400 и 500. Эти марки можно использовать и для установления однослойного покрытия при предполагаемой минимальной нагрузки на него.

Чем меньше слоев имеет данная дорога, тем выше должна быть марка бетона. Для однослойного покрытия подходят марки 400, 500, а для верхнего слоя дороги с усовершенствованным покрытием, которая имеет основание, подойдёт марка 350 или 400.

Подготовка смеси

После выбора марки бетона и определения согласно вышеописанным пропорции количества каждого из ингредиентов определяется количество воды, используемой для закладки данного слоя. Количество добавляемой воды зависит от слоя перекрытия. Следует придерживаться следующих правил:

  1. Соотношение воды к цементу для нижних слоев основания составлять 60%.
  2. Соотношение для основания перекрытия 75%.
  3. Для верхних слоев — 50% процентов.

Во время приготовления раствора важно уделять внимание выбору диаметру частиц наполнителя. Это зависимость устанавливается слоем перекрытия:

  1. До 2 см в диаметре для верхнего слоя перекрытия.
  2. До 4 см в диаметре в нижнем слое перекрытия.

Придерживаться данных правил важно, поскольку они влияют на монолитность основы.

Подготавливая смесь, следует помнить, что на 1М3 должно приходиться от 450 до 500 кг зерен наполнителя. Чем выше слой покрытия, тем больше должно быть этих частиц. Исходя из данного количества частиц рассчитывают необходимое количество цемента и песка (в пропорции) для изготовления бетонной смеси. Пропорции, указанные выше, предполагают, что для каждого слоя перекрытия проводят отдельные расчёты.

Важно помнить, что некоторые независимые параметры (влажность песка, наличие поворотов на дороге, неровность прошлого слоя перекрытия, наличие углублений и бугров) влияют на реальное количество используемой бетонные смеси. В любом случае количество реальной расходуемой смеси будет немного отличаться от расчетной и планируемой. Во время заказа дорожного бетона следует помнить об этих нюансах.

Вышеописанная информация показывает состав и необходимые пропорции изготовления бетона для дорожных перекрытий. Чем качественнее изготовлена бетонная смесь, тем дороже первоначальная стоимость, однако годы эксплуатации дороги, не требующей ремонта, являются существенной экономейя средств. Поэтому экономить на качестве дорожного бетона не следует.

Добавить комментарий